6 июня - день рождения А.С. Пушкина.
.jpg)
7 сцена. Поэма «Цыгане» (6 мин)
Исполняется
романс (гитара)
10 сцена. Заключительная. Вальс. (5 мин)




2. Статья, которая вызвала большой интерес у меня и у ребят, в которой говорится о том, как некоторые учащиеся понимают значение слов-архаизмов. Я нашла ее в Интернете.
3. Данная статья послужила объяснением значения слов «черная крестьянка», «столбовая дворянка», с которыми мы встретились в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
.jpg)
В этом году
исполняется 215 лет со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Мы с
ребятами посвятили много времени работе над произведениями Александра
Сергеевича. Столкнулись с трудностями во время чтения его стихов и сказок, так
как слишком велик разрыв во времени, слишком многое изменилось за прошедшие
столетия. Современным детям трудно воспринимать и понимать значение многих
слов, назначение многих предметов. Поэтому мы начали работу над проектом, в
котором постарались собрать все старинные слова, которые непонятны ученикам начальной школы,объяснить
их значение. Создали электронный картинный толковый словарь, которым пользовались во время чтения произведений А.С. Пушкина. С нашим проектом мы стали участниками
городского конкурса. Работу над проектом мы продолжали в течение трех лет. И в
этом году, подводя итоги нашей работы, в преддверие дня рождения великого поэта, а также в рамках года
культуры в России, мы решили провести "Пушкинский бал", чтобы
попытаться окунуться в то время, в ту эпоху, в которой жил и писал А.С. Пушкин.
Признаюсь сразу, было очень трудно выполнить все, что было задумано, но ребята
очень старались, и у нас все получилось! Это было просто замечательно!
Пушкинский бал
Цели:
-создавать условия для
формирования у учащихся начальной школы уважения к культурному, историческому
прошлому России,
-реализовывать творческий
потенциал младших школьников.
Задачи:
-приобщить детей к пушкинской
эпохе,
-изучить жизнь и творчество
А.С. Пушкина,
-воспитывать уважение к
традициям прошлого, способствовать возрождению новых традиций.
Действующие лица и исполнители:
1. Александр
Сергеевич Пушкин
2. Наталия
Николаевна Гончарова
3. Антон
Антонович Дельвиг
4. Кондратий
Федорович Рылеев
5. Вильгельм
Карлович Кюхельбекер
6. Александра Григорьевна
Муравьева
7.
Орест Адамович Кипренский
8. Михаил
Иванович Глинка
9. Иван Иван
Пущин
Исполнители стихов и песен на слова А.С. Пушкина:
1.
Отрывок из поэмы
«Полтава», Петр I
–ученик 4 класса, ученики 3 класса.
2.
Отрывок из
послания А.С. Пушкина декабристам – ученица 4 класса.
3. Отрывок из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»: ученики 3 класса.
4. Романс "Цветок" - ученики 4 класса.
Оборудование: книга, засохший цветок, подсвечник со свечой, перо,
чернильница, магнитола, диск с записью вальса и романсов на стихи А.С. Пушкина,
детали костюмов, мольберт, портрет А.С. Пушкина художника О. Кипренского на
мольберте, картины художников – современников А.С. Пушкина: К. Брюллова, О. Кипренского
и др., подсвечник, свечи, детские работы – иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина,
на столе – живые цветы,
Использование музыкального материала
1. Полонез П.И. Чайковского
из оперы «Евгений Онегин».
2. Полька из оперы
М.И.Глинки «Иван Сусанин»
3. Музыка Бетховена.
4. Романс «Цветок» на слова
А.С. Пушкина, муз. Римского-Корсакова.
5. Классика бального танца.
В.А. Моцарт.
6. М.И. Глинка. «Славься».
7. А.Петров. «Гусарский
марш».
8. Романс «Я помню чудное
мгновенье»на слова А.С. Пушкина, муз. М.И. Глинки.
9. П.И. Чайковский.
«Сентиментальный вальс».
10. М.И. Глинка. Пьеса для
фортепиано.
11. М.И. Глинка. Полька из
оперы «Иван Сусанин».
12. Романтика 18-19 век.
Танцевальная музыка.
13. А. Грибоедов.
«Сентиментальный вальс».
14. Г. Свиридов. Вальс из
к/ф «Метель».
Программа бала
(звучит
музыка___________________________
Гости
входят в зал, рассаживаются
1 сцена. Открытие бала (7 мин)
Ведущий:
-Добрый
день, дамы и господа, гости «Пушкинского бала».
Ученик:
Девятнадцатый век.
Он как будто за тонкой
стеной.
Динь-динь-динь
колокольчик-
В Тригорское, Болдино,
Линцы.
Петербург и Москва,
Размышленья о жизни иной,
Декабристы, дуэли.
Доносы, балы, разночинцы.
Ученик:
«И снова зеркала нам отражают время:
Старинный особняк, на
лестницах ковры…
Гусар уж едет, ставит ногу
в стремя,
Мы мчимся с ним на бал,
бал пушкинской поры».
Ведущий:
-Бал пушкинской поры –
играет оркестр, всюду шум, смех, веселье! Умение танцевать считалось ценным достоинством
и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры.
А вот уже звучит первый романс.
У ведущего в руках книга,
в книге – цветок.
Романс на слова А.С.
Пушкина «Цветок»
(исполняет группа
учащихся)
Сопровождение: учитель музыки, синтезатор
Ведущий:
-А.С. Пушкину нравились
балы. И хотя, он не был блестящим танцором, он с удовольствием отплясывал
мазурку и другие танцы, которым научился ещё в лицее. Балы отличались тем, что
все танцы в них были расположены в определённой последовательности. Первым
исполнялся польский танец или полонез.
Пушкин:
-Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума...
Верней нет места для признаний
И для вручения письма...
Ведущий:
-Блестящий полонез играют
музыканты,
И веет колдовством от
чудной их игры,
Нам дарит красоту, и новые
таланты
Прекрасный этот бал - бал
пушкинской поры.
Полонез исполняют учащиеся начальной школы
№_____________________
2 сцена. Встреча с лицейскими друзьями (5
мин)
По залу проходят лицейские
друзья А.С. Пушкина.
Ведущий:
-До событий 14 декабря 1825 года на балах А.С. Пушкин часто встречался
с лицейскими друзьями: А.А. Дельвигом, В. Кюхельбекером, И. Пущиным и товарищем
по Северному обществу декабристов Кондратием Рылеевым. Они слагали стихи, тут
же обсуждали их, подбирали лучшие варианты рифмы и слов. Сегодня на балу они все
спорят о путеводной ЗВЕЗДЕ.
В.Кюхельбекер: (декламирует,
размахивая рукой)
-Друзья мои, послушайте, прекрасная рифма получилась!
Мы вместе помчимся туда,
Туда, где восходит СВОБОДЫ звезда!
К.Рылеев:
-А лучше так: (декламирует)
И сердца подвиг благодарный
Пребудет для души младой.
К могиле Байрона святой
Всегда звездою ПУТЕВОДНОЙ…
И. Пущин:
-Нет! Нет! Избитое определенье!
Попробуем вот так:
Ты взора не сводил
Со звезды своей ВОЖАТОЙ…
(Пушкин появляется, они его
замечают, он читает)
Пушкин:
-Быть может, спор ваш разрешу,
Коль вариант свой предложу:
Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда ПЛЕНИТЕЛЬНОГО
СЧАСТЬЯ,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В.Кюхельбекер:
-О, Пушкин! Как всегда, ты победил.
Склоняю пред тобой чело свое…
Ведущий:
-Лицейский
друг А.С. Пушкина Антон Антонович Дельвиг говорил о его таланте так:
Дельвиг:
-Пушкин!
Он и в лесах не укроется:
Лира
выдаст его громким пением…
Пушкин:
-Друзья
мои, прекрасен наш союз,
Он,
как душа, неразделим и вечен –
Неколебим,
свободен и беспечен,
Срастался
он под сенью дружных муз.
Ведущий:
-А
между тем, наш бал продолжается!
Общее танцевальное движение
(кавалеры приглашают дам, руки
вверх, шаг навстречу, шаг назад, 3 раза, поворот, юноши провожают девушек до
стульчика).
№________________________
Звучать аккорды из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин"
«Славься»
№________________________
3 сцена. Поэма «Полтава» (6 мин)
Ведущий:
-В стихах и поэмах А.С. Пушкин рассказывал историю
России. Мы
вместе с поэтом восхищаемся героизмом русских солдат и офицеров, о которых он
писал в поэме «Полтава».
Пушкин:
-Великим
быть желаю,
Люблю
России честь;
Я
много обещаю,
Исполню
ли – Бог весть.
Исполнение
отрывка из поэмы «Полтава»,
Ученик в костюме Петра, учащиеся 3 класса.
Ведущий:
-После
великих побед всегда устраивались пышные празднества. Героями их были военные,
молодые офицеры, герои-гусары. Они веселились и танцевали и были образцом
учтивости и галантности.
Начинает звучать музыка гусарского марша, полковые трубы.
Танец «Гусарский марш»
(исполняет 3 класс)
4 сцена.
Знакомство с Н.Н. Гончаровой (2 мин)
Ведущий:
-Бал – это совершенно
особенное событие в жизни человека 19 столетия. Приятное времяпровождения,
поиски женихов и невест, последние светские новости ...
На одном из балов А.С.
Пушкин и увидел свою звезду - Н.Н. Гончарову.
Фоном звучит романс «Я помню
чудное мгновенье…»
№___________________________
Пушкин (восторженно глядя на нее):
-Исполнились мои желанья! Творец
Тебя мне написал,
Тебя, моя Мадонна
Чистейшей прелести чистейший образец.
Н.Н Гончарова и А.С. Пушкин кружат по залу (одна пара)
5 сцена. О. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина (3 мин)
Натали:
-Позволь, мой друг, представлю я
Тебе художника известного –
Кипренского Ореста
Портрет он хочет твой писать,
Просить не смеет.
Я за тебя уже дала согласье.
Пушкин: (обращается к Кипренскому)
-Ну что ж, тебе я не перечу:
Пишите, надобно, коль вам.
(Проводит
его к мольберту, садится перед художником, тот достает кисти, начинает работу).
Вот здесь удобно?
Только знайте сразу:
Сидеть мне долго недосуг…
Приедет Глинка… привезет романсы
Он на стихи мои. Послушать бы, мой друг.
(некоторое
время сидит, художник работает)
Ведущий:
-Этот
портрет А.С. Пушкина был создан художником О. Кипренским в Санкт - Петербурге,
в 1827 году, в момент наивысшей славы А.С. Пушкина. Просим вас пройти в нашу
картинную галерею.
Дети встают
и рассматривают выставку картин
Звучит
«Сентиментальный вальс»
П.И. Чайковского
№____________________________
6 сцена. Встреча с М.И.
Глинкой (9 мин)
Ведущий:
-Музыку на стихи А.С. Пушкина написал великий русский
композитор М.И. Глинка.
Пушкин:
-О, вот уже зовут меня к роялю…
Простите…
Идет по залу навстречу композитору
-Предчувствую: опять романс принес?
Глинка:
-Нет – так, безделицу…
Намедни ночью
Бессонница меня томила,
И в голову пришли мне две-три мысли,
Сегодня я их набросал.
Хотелось твое мне слышать мненье.
Исполняется
романс_______________
Глинка:
-Что
же, хорошо?
А.А. Дельвиг:
-Какая
глубина!
Какая
смелость! и какая стройность!
Ты,
Глинка,- бог, и сам того не знаешь.
Мы
знаем, мы.
Глинка (к Пушкину):
-Ба!
Право? может быть…
А
ты, брат Пушкин? Одобряешь?
Садись
либретто создавать!
Пушкин:
-Да
– да, конечно, непременно…
Но нынче мы с тобой на бале,
Но нынче мы с тобой на бале,
Изволь,
брат Глинка, танцевать.
7 сцена. Поэма «Цыгане» (6 мин)
Пушкин поднимается на сцену,
садится за стол, перебирает листы.
Пушкин:
Наивную, но милую придумку…
(перебирает листы на столе)
Волшебной силой песнопенья
В туманной памяти моей
Так оживилися виденья
То светлых, то печальных дней…
(поднимает голову)
Читать ли вам?
Голоса гостей:
-Читай! Читай!
Пушкин:
-Цыгане шумною толпой
По Бесарабии кочуют…
(открывается занавес)
Старая цыганка:
-Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами…
Молодая цыганка:
Между колесами телег,
Полузавешенных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин;
Молодая цыганка:
Все живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И танцы жен, и юных дев…
(исполняется
цыганский танец, после танца - опять старая цыганка)
Старая цыганка:
-Но вот на табор кочевой
Исходит сонное молчанье.
И слышно в тишине степной
Лишь лай собак, да коней ржанье…
Огни везде погашены.
Спокойно все. Луна сияет
Одна с небесной вышины
И тихий табор озаряет.
К.Рылеев (к Пушкину):
-На тебя устремлены глаза России, тебя
любят, тебе верят, тебе подражают. Поздравляю!
«Цыгане» - подлинное свидетельство
роста твоего таланта.
8 сцена. Послание декабристам (3 мин)
Ведущий:
-В
1825 году произошло восстание декабристов на Сенатской площади Петербурга, и
многие друзья А.С. Пушкина оказались на каторге в Сибири.
Жены
декабристов отправились вслед за ними в Сибирь. А.С. Пушкин написал в поддержку
декабристов стихотворение «Во глубине сибирских руд…», которое хотел передать с
М.Н. Волконской, но она уехала раньше и он передал его Александре Григорьевне
Муравьевой.
А.С. Пушкин:
Пока
свободою горим,
Пока
сердца для чести живы,
Мой
друг, отчизне посвятим
Души
прекрасные порывы!
Стихотворение
«Во глубине сибирских руд...»
Ученица:
-Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора.
Ученица:
-Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные
затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Ученик:
Ученик:
-Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Ведущий:
-А
мы продолжаем!
Общее
танцевальное движение
(кавалеры
приглашают дам, дети выполняют переход со сменой рук,
юноши
провожают девушек до стульчика).
№____________________________
9 сцена. Сказки А.С. Пушкина (5 мин)
Ведущий:
-Мы
знаем, все любят игры,
Песни,
загадки и пляски,
Но
нет ничего интересней,
Чем
Пушкина чудные сказки.
Пушкин:
-Расскажу-ка
я вам сказку напоследок, на закваску…
№________________________
Учащиеся 3 класса исполняют отрывок из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»
Ведущий:
-И снова музыка звучит,
В прекрасном танце нас кружит!
Прекрасный бал, чудесный бал!
Он вновь на танец нас позвал!
Общее танцевальное движение
(кавалеры приглашают дам, дети становятся в круг, берутся за руки, выполняют движение в круг и из круга, выполняют повороты в парах,
№____________________________
Ведущий:
-Мы
чтить тебя привыкли
С
детских лет,
И
дорог нам твой образ благородный,
Ты
рано смолк, но в памяти народной
Ты
не умрешь, возлюбленный поэт!
Звучит
симфония №6, часть 3, П.И. Чайковского
Девочки подходят и ставят в вазу к портрету
А.С. Пушкина цветы
10 сцена. Заключительная. Вальс. (5 мин)
Ведущий:
-И
в заключение нашего бала – вальс!
Я
помню вальса звук прелестный
Весенней
ночью в поздний час
Его
пел голос неизвестный
И
песня чудная лилась.
Да,
то был вальс прелестный, томный,
Да,
то был дивный вальс.
Исполняется
вальс из к/ф «Метель» Г. Свиридова
Ведущий:
-Слышно,
как платья шуршат…
В
зале, мерцая, свечи горят…
Стройно
и в лад флейты звучат…
О,
как прекрасен сказочный бал!
Поблагодарить
я спешу всех вас,
А
значит – прощальный поклон,
И,
конечно, прощальный реверанс.
Звучит
полонез и дети парами проходят по залу.
-А
сейчас нам хочется поблагодарить всех ребят, которые подготовили и провели этот
праздник, выразить огромную благодарность всем, кто нам помогал, всем родителям.
Спасибо всем!
Звучит
заключительная музыка
Полонез
Участники бала выходят из зала.
Участники бала выходят из зала.
2. Статья, которая вызвала большой интерес у меня и у ребят, в которой говорится о том, как некоторые учащиеся понимают значение слов-архаизмов. Я нашла ее в Интернете.
http://forum.lingvo.ru/actualt…
640×354
prokoni.ru
Насколько
помню, кибитка зимой - это сани с (тентовым) домиком.
Однажды современных детей-первоклашек попросили
нарисовать картинку по четверостишью Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
В результате получилось… Ну, начнем с того, что из всех
слов самыми
понятными оказались ?тулуп? и ?кушак?. Кибитка в
представлении детишек
оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как,
написано же: летит
кибитка удалая?. У некоторых она оказалась еще и
похожей на кубик
(КУБитка).
Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма
воинственным делом - она
взрывает. Что, или, вернее, кого? Бразды пушистые. Это
зверьки такие
(пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по
правилам тогда
должно было быть браздов, детей не смутило и на бедных
пушистых
браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.
За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе
и красном
кушаке и с лопатой. Это ямщик. Носитель тулупа и
кушака, по мнению
детей, никакого отношения не имеет к кибитке и
творимым ей
безобразиям.
Рожденный копать летать (на кибитке) не может!
Самым трудным словом оказался облучок Часть детей
вообще не поняла,
что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с
лопатой (а чем
ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на
пятой точке. В
другом варианте ему предлагалось сесть на маленький
обруч (обр(л)учок)
и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием
браздов.
В результате нету несущейся в облаке искрящегося под
солнцем снега
кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке
на козлах.
Вместо этого над землей несется кубическая летающая
хреновина, под ее
смертоносными ударами летят кровавые ошметки
несчастных пушистых
браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю
вырытой ямы,
наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке,
с лопатой.
3. Данная статья послужила объяснением значения слов «черная крестьянка», «столбовая дворянка», с которыми мы встретились в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Черная крестьянка.
«Не
хочу быть черною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой». Вложив эти слова
в уста старухи, Пушкин не указал, в каком веке она проживала. Зато очень точно
очертил ее характер. Она замахнулась ни больше ни меньше на… Впрочем, чтобы это
понять, нужно прежде разобраться, кто такие черные крестьяне, и кто — столбовые
дворяне.
Черными,
или черносошными, называли крестьян XV-XVII веков, проживавших на «черных», то
есть свободных от помещика землях. Разумеется, с этих земель приходилось
платить налоги московскому князю, но никакой ближний «хозяин» над крестьянским
миром не стоял. Черный крестьянин оставался лично свободным человеком. Он мог
податься в город и даже записаться в дворяне. Так продолжалось до петровского
времени, когда черных крестьян стали именовать государственными. Вместе со
старым именем они потеряли и былую вольность.
Выражение
«столбовые дворяне» появилось примерно через 100 лет после того, как исчезло
понятие «черные крестьяне». Случилось это в начале XIX века, при жизни автора
«Золотой рыбки».
К
тому времени единое дворянское звание существовало и для тех, кто выдвинулся на
царской службе недавно, и для представителей древних родов. Последним бывало
обидно. Чтобы отличать себя от новой знати, они придумали выражение «столбовые
дворяне». К «столбовым» причисляли тех, чьи предки еще в XVI-XVII веках были
записаны в родословные книги — «столбцы». На тех же, чей дворянский род
начинался не раньше петровского времени, аристократы смотрели несколько
свысока. Так что «черные крестьяне» и «столбовые дворяне» — из разных эпох.
Когда исчезли первые, вторые еще не появились. Выбирать между ними было
невозможно. Поэтому старуха замахивалась на прыжок во времени. Приписав своей
героине подобный выбор, Пушкин показал, насколько нелеп безудержный вихрь
желаний.
Геннадий
Черненко
Художник
Е. Эргард
4. Поделки, которые можно сделать с детьми к произведениям А.С. Пушкина:
-царевна-лебедь в технике "бумагопластика" (материал для изготовления такой поделки нашла на сайте "Страна мастеров" и немного доработала поделку: мы с детьми добавили лебедю корону и кусочек "озера", которое украсили листьями кувшинок и белыми кувшинками);
-волшебная белочка и ученый кот выполнены в технике обрывной аппликации;
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.